Организация должна согласовывать свою систему менеджмента качества (СМК) со своей стратегией развития и учитывать внутренние и внешние
ограничения, которые могут влиять на планирование. Для результативного планирования организация должна понимать:
• свое нынешнее состояние,
• чего она хочет достичь, и
• как достичь стратегических целей.
Аудиторы должны оценить, рассматривала ли организация эти вопросы.
1. Понимание организации и ее контекста
В ISO 9001: 2015,
раздел 4.1 нет требования к документированной информации, но большинству
организаций будет полезно сохранять документированную информацию, чтобы помочь
понять обоснование и уровень понимания их проблем.
Информация может включаться в:
- Бизнес-план
- Анализ стратегических планов
- Анализ конкурентов
- Экономические отчеты бизнес-сектора
- SWOT Анализ
- PEST Анализ
- Протоколы совещаний
- Списки запланированных дел
- Отчеты внешних консультантов
Аудитор должен провести интервью с членами высшего
руководства организации. Должно быть очевидно, адекватно ли они рассмотрели
контекст своей организации; доказательство адекватности может быть продемонстрировано
тем, как результаты анализа контекста используются при планировании процессов СМК
(риск-ориентированное мышление).
2. Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Аудиторы должны оценивать, как организация решает требования
заинтересованных сторон, имеющие отношение к СМК. Соответствующие требования
заинтересованных сторон должны быть явно учтены в качестве входных данных в
процессе планирования, в качестве потенциальных рисков и возможностей. Хотя нет
требования сохранить документальную информацию, ожидается, что организация будет
содержать некоторые сведения о своем анализе для текущих и будущих ссылок. Это может
быть задокументировано, например, как:
- Протокол совещаний
- Таблицы и Итоговые таблицы Требований и ожиданий
- Базы данных заказчиков
- Гиперссылки на требования заказчиков
- Внешняя документация
- Руководство по качеству (если организация решит его иметь)
- И т.д.
Аудиторы должны провести анализ такого понимания во время интервью
с топ-менеджментом и проверять эти вопросы на протяжении всего аудита. Если
документальная информация не предоставляется, аудиторы должны собирать объективные
доказательства того, что результаты этой деятельности последовательно
отражаются в Анализе рисков и возможностей, внешней документации, внешней и
внутренней связи и др. соответствующие областях их СМК.
3. Определение сферы действия системы менеджмента качества
Область сертификации СМК во многих случаях очевидна и
определяется деятельностью в одном месте. Область сертификации СМК более сложно
определить для:
• аутсорсинга
• логистики
• несколько сайтов
• сервисных центров
• обслуживания на территории заказчика
Область сертификации СМК должна быть ясной из анализа
характера деятельности, продуктов и услуг организации.
4. Система управления качеством и ее процессы
СМК должна документировать информацию, касающуюся процессного
подхода. Такая документация может включать:
• схемы процессов (вход - процесс - выход)
• схемы, показывающие связи процессов (входы / выходы /
клиент)
• схемы, показывающие связь оргструктуры организации и
выполняемые процессы
• идентификация процессов на аутсорсинге
• диаграммы ресурсов (например, анализ производительности,
сопоставление потока ценности, «Lean» ...).
• схемы последовательности операций и т.д.
Алексей Прилипко
Аудитор СМК
Аудитор СМК
Комментариев нет:
Отправить комментарий