понедельник, 22 января 2018 г.

ISO 9001:2015. 4 Контекст организации 4.1 Понимание организации и ее контекста №3(3) Внешний контекст. PEST анализ

Организация должна определять внешние и внутренние факторы, имеющие отношение к ее цели и стратегии развития и влияющие на ее способность достижения запланированного(ых) результата(ов) системы менеджмента качества.
Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих внешних и внутренних факторах.

Внешний контекст
Организация должна рассмотреть вопросы, связанные с правовыми, технологическими, конкурентными, рыночными, культурными, социальными и экономическими условиями на международном, национальном, региональном или местном уровне.
Макро-экологический анализ внешней среды можно провести с использованием "PEST" (политические, экономические, социальные и технологические) анализа. Этот анализ определяет, какие факторы могут влиять на то, как работает организация. Организация не может контролировать эти факторы, но она должна стремиться адаптироваться к ним. Факторы PEST могут быть классифицированы как возможности и угрозы в SWOT (сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы) анализе.

Решение
PEST анализ является инструментом долгосрочного стратегического планирования и составляется на 3-5 лет вперед, с ежегодным обновлением данных. 




Процесс проведения PEST анализа можно условно разбить на следующие этапы:

  1. Определите факторы, которые могут оказать влияние на продажи и прибыль компании
  2. Соберите информацию по динамике и характеру изменения каждого фактора
  3. Проанализируйте значимости
  4. Проанализируйте степени влияния каждого фактора
  5. Составьте сводную таблицу PEST анализа
  6. Проведите анализ собранной информации

1 этап: Определите влияющие факторы.
(P) POLITICAL — политические факторы внешней среды
Факторы влияния политической среды на рынок
Устойчивость политической власти и существующего правительства
Бюрократизация и уровень коррупции
Налоговая политика (тарифы и льготы)
Свобода информации и независимость СМИ
Тенденции к регулированию или дерегулированию отрасли
Количественные и качественные ограничения на импорт, торговая политика
Стремление к протекционизму отрасли, наличие государственных компаний в отрасли
Степень защиты интеллектуальной собственности и закон об авторском праве
Антимонопольное и трудовое законодательство
Законодательство по охране окружающей среды
Будущее и текущее законодательство, регулирующее правила работы в отрасли
Вероятность развития военных действий в стране
(E) ECONOMICAL — экономические факторы внешней среды
Факторы влияния экономической среды на рынок
Темпы роста экономики
Уровень инфляции и процентные ставки
Курсы основных валют
Уровень безработицы, размер и условия оплаты труда
Уровень развития предпринимательства и бизнес-среды
Кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика страны
Уровень располагаемых доходов населения
Степень глобализации и открытости экономики
Уровень развития банковской сферы
(S) SOCIO-CULTURAL — социально-культурные факторы внешней среды
Факторы влияния социально-культурной среды на рынок
Уровень здравоохранения и образования
Отношение к импортным товарам и услугам
Отношение к работе, карьере, досугу и выходу на пенсию
Требования к качеству продукции и уровню сервиса
Культура формирования накоплений и кредитования в обществе
Образ жизни и привычки потребления
Развитие религии и прочих верований
Отношение к натуральным и экологически-чистым продуктам
Темпы роста населения
Уровень миграции и иммиграционные настроения
Поло-возрастная структура населения и продолжительность жизни
Социальная стратификация в обществе, меньшинства
Размер и структура семьи
(T) TECHNOLOGICAL — технологические факторы внешней среды
Факторы влияния технологической среды на рынок
Уровень инноваций и технологического развития отрасли
Расходы на исследования и разработки
Законодательство в области технологического оснащения отрасли
Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств
Доступ к новейшим технологиям
Степень использования, внедрения и передачи технологий

2 этап. Определите степень влияния факторов.
Например, Сила влияния фактора оценивается по шкале от 1 до 3, где 
1 — влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность компании
2 — только значимое изменение фактора влияют на продажи и прибыль компании
3 — влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в продажах и прибыли компании

3 этап. Проведите оценку вероятности изменения фактора методом экспертных оценок.
Вероятность колебаний оценивается по 5-ти бальной шкале, где 1 означает минимальную вероятность изменения фактора внешней среды, а 5 — максимальную вероятность. Оценку проводят среди круга людей, имеющих определенный опыт работы в отрасли и экспертизу в любом из направлений работы

4 Этап. Оцените реальную значимость факторов.

Пример результата выполнения этапов 1-4, представленный в виде таблицы:





5. этап. Составьте сводную таблицу PEST анализа


6. Проведите анализ собранной информации

Необходимо сделать выводы: по каждому фактору прописать воздействие фактора на отрасль, на компанию и спланировать программы, которые необходимо провести, чтобы снизить негативное влияние фактора и максимально использовать положительное влияние фактора на деятельность компании

Например, снижение реальных располагаемых доходов населения приведет к изменению корзины потребляемых продуктов в отрасли, отказу от части продуктов, росту спроса на более дешевые товары. Для компании это может означать, например, увеличение продаж более дешевых товаров. Для того, чтобы минимизировать влияние данного фактора следует пересмотреть ассортиментный портфель товаров, снизить линейки дорогих продуктов и ввести новые экономичные предложения. также следует отказаться от повышения цен на дешевый ассортимент.

Пример PEST анализа предприятия 

Политические факторы
Экономические факторы
Принят новый закон, регламентирующий деятельность пищевых предприятий и требующий внедрения системы HACCP.
В этом году увеличатся ограничения на ввоз сырья и войдут в силу более высокие таможенный пошлины на ввоз.
Рост напряжения в отношениях между нашей страной и страной главного импортера нашей продукции.
В следующем году прогноз по росту ВВП страны 3%.
Доступность кредитов будет снижаться.
Инфляция прогнозируется на уровне 12%, снижение безработицы до 10%,
Уровень располагаемых доходов населения снизится.
Курсы основных валют будут продолжать расти.

Социально-культурные факторы
Технологические факторы
В обществе растет положительное отношение к натуральным продуктам.
Люди более склонны покупать импортные товары.
Увеличивается количество покупок через интернет и использование мобильного интернета в возрастной категории до 35 лет.
Люди предпочитают тратить свой доход и не настроены на формирование долгосрочных накоплений. Растет средняя продолжительность жизни и возрастная группа 35+ увеличивается.
Технологического порыва в отрасли не наблюдается.
Инвесторы не спешат ввозить технологии, использующиеся на более развитых рынках.
На рынке больше ценится дизайн, чем технологические свойства продукта.
Разрабатывается технология, позволяющая снизить стоимость производства на 15%.



Алексей Прилипко
Консультант разработки СМК
LinkedIn

Комментариев нет:

Отправить комментарий