1. Введение
Результативное управление жалобами клиентов должно обеспечить
обратную связь, когда не достигнута основная цель СМК - «обеспечение соответствия
продуктов».
Разделы ISO 9001, которые прямо или косвенно требуют результативного
управления жалобами клиентов, включают:
- Пункт 5.1.2 - «требования потребителей определены, понимаемы и последовательно выполняются "
- Пункт 8.2.1 c) - отзывов от потребителей о продуктах и услугах, включая их жалобы"
- Пункт 9.1.2 - мониторинг восприятия потребителями степени выполнения их нужд и ожиданий». Он требует от организации проактивного поиска обратной связи с клиентами, а не просто реагировать на «формальные жалобы ", которые часто бывают редкими, поскольку клиенты считают, что они впустую тратят свое время.
- Пункт 9.1.3 - степени удовлетворенности потребителей; анализа и оценки соответствующих данных, а не просто ответы на жалобы
- Пункт 9.3 - удовлетворенности потребителя и отзывов соответствующих заинтересованных сторон, обязательно включая жалобы
- Пункт 10.2.1 - рассмотрение несоответствий, в том числе, возникших из-за жалоб клиентов, и обращение с ними как с NCR - определить причину, выполнить коррекция и корректирующие действия, проверить результативность и т. д.
Чтобы проанализировать результативность обратной связи,
аудитор может посмотреть следующие источники информации:
- Товары, возвращенные клиентом;
- Претензии по гарантии;
- Пересмотренные счета-фактуры;
- Кредитные авизо;
- Статьи в средствах массовой информации;
- Сайты потребителей;
- Прямое наблюдение или общение с клиентом (например, в сервисная организация).
Аудитору важно знать ISO 10002 Менеджмент качества. -
Удовлетворенность потребителя - Руководство по обработке жалоб в
организациях. (http://www.vgpgk.vrn.ru/files/SMK/norm/GOST_R_ISO_10002-2007.pdf;
http://metrology.com.ua/download/iso-iec-ohsas-i-dr/61-iso/278-dstu-iso-10002-2007.),
чтобы использовать эти знания во время проверок. Но ISO 10002 дает только рекомендации;
следовательно, аудитор не может составить NCR, а только рекомендации по
улучшению.
А. Прилипко, ведущий аудитор Бюро Веритас Сертификейшн
Украина
Консультант по разработке и внедрению СМК
Oleksii.prylypko@gmail.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий